Previous Entry Share Next Entry
Do think twice. Детские сады в Антверпене. Часть вторая.
girl
verevka
Полистав брошюру со школами и подумав, посмотреть я решила всего пять: две городские, две штайнера и одну монтессори. (Во Фландрии три типа школ: католические, городские и свободные. Так вышло, что я познакомилась невольно со всеми тремя, хотя изначально католические не входили в мои планы).

Сначала я хотела написать про каждую школу, но получалось долго, нудно трудноусвояемо, а мне хочется, чтобы четко, понятно и удобно для чтения и сравнения. Поэтому - по типам. (Но получилось все равно долго и нудно, хы!)

Городские школы были самые близкие к дому: одна за углом буквально, другая чуть подальше, в парке. Если кратко, то казенщина, тоска-печаль, жара, мало места, пластиковые игрушки. Такие обычные советские садики, как я их помню, где дети вынуждены проводить время, пока родители на работе, без особых видимых для них плюсов этого времяпровождения. Где усталые воспитательницы дежурно прикрикивают на подопечных и на твои вопросы об адаптации отвечают, что дети после яслей гораздо удобнее и послушнее, с ними легче.

В первой школе был совсем мрак: маленькая, вот прямо очень мало места детям, неряшливо как-то везде. Вторая школа большая по численности - 400 человек садика и начальной школы, чище и просторнее, считается академически сильной и популярна в округе. Намного лучше первой в плане организации и просто по ощущениям, но я все равно ушла одной из первых: невыносимо хотелось, простите, на волю.

Количество детей в группах одинаковое в обоих садах: 25 на одну воспитательницу, в нулевке (2,5 -3 года) в начале года до 9, к концу те же 25. Кроме воспитательниц есть несколько нянечек, они целый день ходят из группы в группу и помогают воспитательницам.

Школьный двор классический: каменные плиты без особого покрытия, лазалок несколько там, беговелы выдают, мячи и прочее. В первой школе туалет во дворе для детей средней группы и старше. В смысле, это здание, а не сарайчик, там кабинки и умывальник с холодной водой.

Еда: бутерброды с собой плюс два фруктовых перекуса. В первой школе питье тоже с собой приносят, во второй напитки предоставляет школа: вода, молоко, апельсиновый сок (дешевый разбавленный концентрат из пакета).

Сон: нулевка и младшая группа спят, остальные нет. На матрасиках в одежде (пишу это для русских мам, местные вряд ли думают, что можно как-то еще))), в классе или в спортзале.

Особенности:в первой школе воспитательница меняется каждые два года, а не год, что для малышей хорошо. Во второй дети много времени проводят в парке и французский у них со средней группы.

Штайнер (Валдорф)

Обе школы в минутах 20 ходьбы от дома. Об особенностях штайнеровского образования писать не буду, в интернете много всего. Но как же там хорошо! В обеих школах. Уютно, тепло. И красиво, я в инстаграм выкладывала кусочки интерьера. Все неспешно и по-домашнему, и организация дня, и недели. Раз в неделю обязательно день уборки (о, как Жося обожает убираться!), еще есть день готовки - дети сами пекут хлеб или делают рисовый пуддинг, день вылазки за пределы школы, в парк, на площадку и прочие места. Очень понравилась организация пространства: в каждом классе кухня, уголок для пения и чтения (о, как мне нравится, что это все в кругу, и просто как часть дня, а не предметами отдельными), уголок ролевых игр и сказок, сезонный уголок про время нода и его особенности. За столами дети и играют, и мастерят, и обедают, но перед обедом накрывают на стол: скатерть стелят, приборы раскладывают. Игрушки из натуральных материалов, но и просто веточки или камешки с прогулки, и поделки такие классные: из фетра, войлока, листьев. В общем, мне самой туда захотелось хоть на пару деньков.

Первая школа чуть ближе, в мультикультурном нашем райончике, на площади такой закрытой, внутри площади хорошая детская площадка большая и клевое кафе рядом, мы там частенько бываем. Школе всего несколько лет, директор голландец, очень клевая воспитательница у самых маленьких. И на вопрос о том, сколько нужно доплачивать родителям (Штайнер субсидируется государством не полностью) ответили конкретными цифрами (что-то около сорока евро в год).

Вторая школа совсем маленькая, по классу каждой возрастной группы, расположена в очень красивом и дорогом районе города (погуглите Zurenborg, кому не лень), мы туда всех приезжающих водим, в район этот. Это самая первая школа Штайнера в Антверпене, а так же одна из школ Антверпенской ассоциации школ Штайнера (первая школа туда не входит, как я выяснила). Мне понравилась директриса и воспитательница младшей группы, не понравился ответ про доплату ("зависит от дохода, но вообще смотрите на сайте", но на сайте эта информация не для всех, а для тех, кто уже в этой школе, там логин-пароль). Еще здание это в следующем году ремонтируют и откроют только в сентябре, зато к 2017 подготовят новую школу Штайнера, всех туда временно переведут, а потом вернут обратно. Новая школа будет классной и большой, судя по фоткам. Во дворе там старинные плакучие ивы, охраняемые государством. В новую эту школу тоже уже можно подать заявку на запись, что мы и сделали.

Школьный двор: земля! Трава! Деревья! Лужи! Кусты! Песочница! Из веток весной и летом дети строят шалаши. Мне это сразу напомнило двор, в котором я выросла, аж сердце защемило.

Еда: родители варят суп каждый день на всех, по очереди. Суп обязательно овощной, без животных и молочных составляющих. С собой дети берут хлеб, а раз в неделю пекут его сами. Фрукты с собой на два перекуса

Сон: нулевка и младшая группа спят, как и в городских школах, условия примерно те же, матрасики на полу, только здесь еще укрыться пледом можно.

Количество детей в группе: как и в городских школах - 25 на одну воспитательницу. В нулевке от двух до девяти в начале года и до 25 в конце.

Особенности: ребенка можно привести прямо в класс! В обычных школах детей приводят на школьный двор, их там встречает воспитательница, а потом все вместе по звонку идут. Ну и еще, все садиковские группы, кроме самых маленьких, тусят вместе, что позволяет младшим учиться у старших, а старшим - заботиться о младших.

Монтессори (католическая)

Сразу оговорюсь, что Монтессори, конечно, не обязательно должна быть католической. Но в Антверпене она одна, так что выбирать не пришлось. Школа маленькая, сад и начальная школа - по одному классу каждой возрастной группы. Собраний для желающих не устраивается: со всеми интересующимися директриса встречается лично, и это мне очень понравилось. Директриса тоже женщина очень приятная, производит впечатление грамотного руководителя. Мы с ней побеседовали, а потом она меня повела в группу, посмотреть, как и что. Там несколько детей слушали классическую музыку на диске и комментировали, что слышат, это так круто! Некоторые в это время рисовали, некоторые - клеили аппликации, один мальчик собирал конструктор. Было видно, что детям тут хорошо. Воспитательница молодая, в стильной клетчатой рубашке, помогала тем, кто клеил. В группе есть мальчик с особенностями развития, у него занятия немного по-другому проходят, сам факт меня порадовал. В целом, хорошая школа, если бы не католичество, я дальше еще поясню.

Количество детей в группе: такое же, как и в остальных школах. Как и в Штайнере, здесь только малыши отдельно, а с 3 до 6 все вместе тусят. Вернее, занимаются, "тусят" для этой школы слово крайне неподходящее.

Еда: с собой можно давать горячее из дома! Главное - предупредить воспитателя, чтобы вовремя разогрели.

Сон: нет ограничения по возрасту, сон по потребности.

Школьный двор: классический, как в городских школах.

Особенности: католичество. Изображения святых в коридоре, статуя Марии даже есть немаленькая. Дети изучают Библию и два раза в год ходят на службу. И вот это для меня основной минус. Я очень люблю католические костелы и часто в них бываю. Мне там хорошо, вот правда. Можно посидеть, отдохнуть, подумать или перестать думать. Но я не хочу, чтобы все это было для Жоси по умолчанию, в школе. Вот если бы они в разные храмы ходили, и священные писания разные разбирали - тогда да. Далее, это не просто католики, а бенедиктинцы. Девиз - "Молись и работай". У них там свод правил на стене в школе, от которого сводит скулы от скуки. То есть, все хорошо, типа "работаю и не мешаю ближним, не даю мешать себе", но блин, детство, на мой взгляд, должно быть не об этом!

Ну и отдельной строкой - школьная форма. Для меня это прямо сразу no go. Я не верю в то, что таким образом все равны и в целом фу, блин. Черное платье и красный жакет, ну.

В общем, для регистрации на сайте нужно было составить минимум топ-3, настоятельно советовали пять и более. У нас столько не было, поэтому так: на первом месте Штайнер "на районе", на втором - новый Штайнер с ивами на дворе, на третьем - тот Штайнер, что в крутом районе. Ну и на четвертом все-таки Монтессори, потому что уж лучше Ora et labora, чем городская школа. В конце месяца узнаем, каковы наши шансы. В каждой из школ в нашем топе - около десятка мест на следующий год, если что. Fingers crossed.

  • 1
Удачноо выбора вам! Мы в конечном итоге выбрали Френе (по описанию тютелька в тютельку ваш второй Штайнер, вплоть до луж и грязюки), и ни разу не пожалели. Посмотрим, как будет в начальной школе, это уже немного другая история.

Ого, вы это прочитали!
Спасибо, и вам удачи! Если Штайнер ребенку в целом подходит, то и в начальной хорошо, и в средней, у меня есть знакомые, у которых девочка уже в средней школе, и все очень довольны.

Да я вас вообще с удовольствием читаю :)
У меня самые разные примеры перед глазами, и хорошие, и не очень - так что будем держать руку на пульсе :)

Спасибо!
Вообще да, примеров великое множество, пусть у вас все хорошо сложится в любом случае! :)

  • 1
?

Log in